OKR — означает цели и ключевые результаты

Эта методика достижения целей компании быстро распространилась среди крупных компаний после того, как Google начал использовать ее в 1999 году. Некоторые утверждают, что именно после внедрения этой методики Google начал расти с головокружительной скоростью. Посмотрите на преимущества для стартапа, которые предоставляет OKR в статье Почему нужно внедрить OKR в стартап: 5 причин с пояснениями.

Причем Google лишь одна из многих историй успеха.

В этой статье мы покажем примеры составления OKR целей и разбивку их на ключи, с помощью которых эти цели будут достигаться. Но сначала поймем, как цели и ключи работают: ответим на вопрос «Как OKR может помочь в достижении амбициозных целей компании».

Рис. 1. Рост акции GOOGL за всю историю

 

рост-акций-GOOGL-за-всю-историю

Так что же такое OKR?

Известный факт — у более крупных и сложных организаций, стратегические планы и цели часто становятся абстрактными. Сотрудникам трудно понять такие цели, не говоря уже о том, чтобы выполнить их. Как говорится «Как поставишь задачу — так она и будет выполнена». Приведем простой пример постановки задачи:

Жена говорит мужу:
— Дорогой, вынеси мусор! (Сейчас)
— Да, дорогая! (Вынесу завтра)

Непонятные или двусмысленные цели могут привести к несогласованности или конфликтам.

Цель OKR определить каким образом достичь поставленных целей через конкретные и измеримые действия.

На уровне компании или отдела устанавливаются глобальные цели. Цели должны быть амбициозны и их не должно быть много (достаточно 3-4 штук). Затем команды отделов прописывают так называемые «ключи» достижения этих целей. В свою очередь, каждый сотрудник определяет способы выполнения «ключей» с помощью понятных задач и конкретизированных условий их решения. Руководству важен только результат.

Таким образом, никто не теряется в том, чтобы делать то, что не нужно, и может вместо этого сосредоточиться на деятельности и результатах, которые им нужно достичь.

OKR предполагает амбициозные цели, поэтому ее достижение на 60-70% считается успехом. Результат в 80% и более — признак того, что цель была слишком простой. Тогда при последующем планировании нужно будет поднять планку. Результат менее 50% считается неудачей. В таком случае нужно проанализировать причины проблемы и учесть их в дальнейшем.

OKR состоит из двух частей:

  • Определение цели
  • Определение ключевого результата

Рис. 2. Цели OKR должны быть сверхцелями

OKR-в-бизнесе

OKR в бизнесе. Пример

Рассмотрим пример OKR.  Допустим, у вас есть своя франшиза духов, более 100 магазинов по всей стране. Как директор компании, вы можете установить 2 цели:

  1. Увеличить количество магазинов на 20%
  2. Увеличить прибыль на 10%

Посмотрите, как эти две цели отвечают на следующий вопрос:

Куда я хочу пойти?

Чтобы определить Ключевые результаты, необходимо ответить на следующий вопрос:

Как я узнаю, доберусь ли я туда?

Простой ответ: проверяя, сколько новых магазинов вы открыли, или анализируя цифры из финансовых показателей, вы ничего не поймете. Нужно, чтобы основные результаты определяли ход действия, которые приведут к цели, например:

Задача 1: увеличить число магазинов на 20%

Ключевые результаты:

  • Выбрать 40 новых кандидатов франшизы к марту
  • Посетить лично 30 из них до июня
  • Заключить контракты с 25 из них до сентября
  • Открыть 20 магазинов до декабря

Теперь, если вы отслеживаете эти ключи в течение года, вы будете знать, где вы находитесь.

Аналогично, для другой цели:

Задача 2: увеличить прибыль на 10%

Ключевые результаты:

  1. Внедрить систему реверсивного аукциона с регистрацией поставщиков и сэкономить 10% на закупках
  2. Передать на внешний подряд распределительный парк магазинам и сократить расходы на 25%
  3. Запустить сезонную кампанию в День Святого Валентина, в Международный женский день и удвоить доход от прошлого года

Теперь, ваши сотрудники точно знают, что им нужно делать для достижения целей, как они будут контролироваться, и какие действия должны быть выполнены.

Реализация ОКР методологии в компании имеет фундаментальное значение для ее развития. Попробуйте расписать ваши цели и ключи. В следующей статье мы расскажем о конкретных примерах постановки целей OKR в бизнесе.

Рис. 3. Схема «Как достичь OKR цели»

okr-цели