Что такое OKR

Что такое OKR в бизнесе – как написать цели и ключевые результаты

OKR – означает цели и ключевые результаты

Методика достижения целей компании быстро распространилась среди крупных компаний после того, как Google начал использовать ее в 1999 году. Некоторые утверждают, что именно после внедрения этой методики Google начал расти с головокружительной скоростью. Причем Google лишь одна из многих историй успеха.

В этой статье мы покажем примеры составления OKR целей и разбивку их на ключи, с помощью которых эти цели будут достигаться. Но сначала поймем, как цели и ключи работают: ответим на вопрос “Как OKR может помочь в достижении амбициозных целей компании”.

Какие компании внедрили OKR?

Вот список некоторых известных компаний, которые уже внедрили OKR (по данным источника):

1. Google
2. Intel
3. Oracle
4. Twitter
5. Zynga
6. LinkedIn
7. Sears Holding Corp
8. Hobsons
9. Alight
10. Point Nine Capital
11. Medivo
12. Media Agility

В основном, OKR применяют высокотехнологичные компании. Существуют тысячи других компаний по всему миру, которые уже используют OKR. Скорее всего, мы о них узнаем после того, как они достигнут пика своей популярности.

Что такое OKR?

Известный факт – у более крупных и сложных организаций, стратегические планы и цели часто становятся абстрактными. Сотрудникам трудно понять такие цели, не говоря уже о том, чтобы выполнить их. Как говорится “Как поставишь задачу – так она и будет выполнена”. Приведем простой пример постановки задачи:

Жена говорит мужу:
– Дорогой, вынеси мусор! (Сейчас)
– Да, дорогая! (Вынесу завтра)

Непонятные или двусмысленные цели могут привести к несогласованности или конфликтам.

Цель OKR определить каким образом достичь поставленных целей через конкретные и измеримые действия.

На уровне компании или отдела устанавливаются глобальные цели. Цели должны быть амбициозны и их не должно быть много (достаточно 3-4 штук). Затем команды отделов прописывают так называемые “ключи” достижения этих целей. В свою очередь, каждый сотрудник определяет способы выполнения “ключей” с помощью понятных задач и конкретизированных условий их решения. Руководству важен только результат.

Таким образом, никто не теряется в том, чтобы делать то, что не нужно, и может вместо этого сосредоточиться на деятельности и результатах, которые им нужно достичь.

OKR предполагает амбициозные цели, поэтому ее достижение на 60-70% считается успехом. Результат в 80% и более — признак того, что цель была слишком простой. Тогда при последующем планировании нужно будет поднять планку. Результат менее 50% считается неудачей. В таком случае нужно проанализировать причины проблемы и учесть их в дальнейшем.

OKR состоит из двух частей:

  • Определение цели
  • Определение ключевого результата

OKR в бизнесе. Пример

Рассмотрим пример OKR.  Допустим, у вас есть своя франшиза духов, более 100 магазинов по всей стране. Как директор компании, вы можете установить 2 цели:

  1. Увеличить количество магазинов на 20%
  2. Увеличить прибыль на 10%

Посмотрите, как эти две цели отвечают на следующий вопрос:

Куда я хочу пойти?

Чтобы определить Ключевые результаты, необходимо ответить на следующий вопрос:

Как я узнаю, доберусь ли я туда?

Простой ответ: проверяя, сколько новых магазинов вы открыли, или анализируя цифры из финансовых показателей, вы ничего не поймете. Нужно, чтобы основные результаты определяли ход действия, которые приведут к цели, например:

Задача 1: увеличить число магазинов на 20%

Ключевые результаты:

  • Выбрать 40 новых кандидатов франшизы к марту
  • Посетить лично 30 из них до июня
  • Заключить контракты с 25 из них до сентября
  • Открыть 20 магазинов до декабря

Теперь, если вы отслеживаете эти ключи в течение года, вы будете знать, где вы находитесь.

Аналогично, для другой цели:

Задача 2: увеличить прибыль на 10%

Ключевые результаты:

  1. Внедрить систему реверсивного аукциона с регистрацией поставщиков и сэкономить 10% на закупках
  2. Передать на внешний подряд распределительный парк магазинам и сократить расходы на 25%
  3. Запустить сезонную кампанию в День Святого Валентина, в Международный женский день и удвоить доход от прошлого года

Теперь, ваши сотрудники точно знают, что им нужно делать для достижения целей, как они будут контролироваться, и какие действия должны быть выполнены.

Реализация ОКР методологии в компании имеет фундаментальное значение для ее развития. Попробуйте расписать ваши цели и ключи. В следующей статье мы расскажем о конкретных примерах постановки целей OKR в бизнесе.

Почему нужно внедрить OKR в стартап?

Что дает OKR для компании вопрос индивидуальный, т.к. невозможно точно рассчитать эффект применения этой методики. Но можно назвать 3 причины, почему стоит внедрить OKR в компанию:

  1. Общая цель. У всех сотрудников появится общая цель, а это лучший мотиватор для результативной работы. Сотрудники, которые будут выполнять совместные задачи, сблизятся друг с другом и зададут позитивную рабочую атмосферу в коллективе.
  2. Увеличится производительность труда. OKR предполагает достижение амбициозных целей, поэтому, вашей компании придется найти нестандартное решение поставленных задач. Конечно, чтобы выдержать «спринт за мечтой», компании придется увеличить нагрузку на сотрудников, что безусловно приведет к увеличению производительности труда.
  3. Профессиональный рост сотрудников. OKR чем-то похож на обычный способ достижения целей: руководство компании устанавливает цели, а сотрудники их выполняют. Но на этом сходство заканчивается. Прелесть метода OKR в том, что сотрудники должны самостоятельно придумать себе задачи, а потом, реализовать их. Такой подход позволит раскрыть скрытый потенциал сотрудников и ускорит их профессиональный рост.

Какие преимущества?

Компании из Силиконовой долины работают лучше и растут быстрее, чем другие компании. В чем их секрет? Их впечатляющие результаты обязаны методу построения целей под названием OKR. Такие компании как Google, Intel, Авито, Twitter, LinkedIn и другие, любят OKR потому, что получают от него важные преимущества:

– Фокус на важном
– Общая цель
– Ускорение
– Увеличение производительности
– Улучшение коммуникации

Рассмотрим эти преимущества подробнее.

Фокус на важном

Каждый новый стартап, начинает свое существование с установки приоритетных задач для своего развития. Перед тем как покорить весь мир, стартап фокусируется на том, что считает действительно важным. Благодаря OKR, вы не заблудитесь в бесконечном списке ключевых и несущественных целей, и точно будете знать, когда и что нужно делать. OKR, сфокусирует внимание компании на самых высоких достижениях. Если вы – творческая команда, и каждый день придумываете суперскую идею, иногда бывает трудно сказать ей «нет». Если вы будете использовать OKR, тогда вам будет легче отсеивать менее важные идеи. У компании останется больше времени и сил, чтобы эволюционировать на реальных и ощутимых замыслах.

Общая цель

OKR является отличным способом заставить всех понять, что важно работать в направлении общей цели. По мере роста вашей организации, будет трудно поддерживать согласованность всех ее отделов. OKR объединяет людей ради достижения общих целей компании. Коллективные задачи будут вдохновлять сотрудников и пробуждать в них творческий потенциал. Каждый из них почувствует себя необходимым “винтиком” в гигантской машине, движущейся в направлении имеющий смысл. Вместе с OKR сотрудники достигнут сплоченности ради выполнения общей задачи или решения критических проблем.

Ускорение

OKR – очень быстрый способ ставить цели. Легкость и прозрачность методики позволяет в ускоренном режиме создать и настроить цели для стартапа. Постановка смелых целей, то, что Google называет “stretch goals”, позволит команде стать более амбициозней, а также, способствует развитию инициативы и нестандартного мышления среди сотрудников. Отважные цели стимулируют людей искать творческие и экстраординарные пути решения вопросов, такие цели заставляют их добиваться исключительных результатов. На первый взгляд, такая стимуляция, может показаться контрпродуктивной. Однако грандиозные цели привлекают самые творческие умы и создают вдохновляющую рабочую обстановку. Когда ваш стартап доберется до недостижимой цели, даже средний результат может показать исключительным! Чтобы ваши сотрудники не боялись неудач, проясните им пороговые значения измерения успеха (например, достижение 70% от успеха цели считается отличным результатом).

Увеличение производительности

Ученые давно доказали, что достижение общих целей компании помогает увеличить производительность ее сотрудников. Регулярный анализ целей повышает эффективность бизнеса. Когда сотрудники ежемесячно пересматривают или анализируют свои задачи, они с большей вероятностью достигают поставленных целей. Метод OKR подразумевает под собой “крестовый” поход к самым грандиозным целям, благодаря ему сотрудники связываются с этими целями и видят свое непосредственное влияние на производительность компании. Когда сотрудники видят, почему их работа имеет значение, общее взаимодействие улучшается.

Улучшение коммуникации

Простота и удобство методики OKR, позволят команде лучше понять цели и приоритеты вашего стартапа. Благодаря OKR, команда увидит, как вносится вклад в развитие компании, на уровне каждого сотрудника. Открытая коммуникация, как на уровне руководства, так и на уровне сотрудников, улучшит качество общения всего состава компании. С прозрачными и публично объявленными целями, компания может избежать культа секретности и достигнет согласия при решении сложных задач.