OKR — означает цели и ключевые результаты

Эта методика достижения целей компании быстро распространилась среди крупных компаний после того, как Google начал использовать ее в 1999 году. Некоторые утверждают, что именно после внедрения этой методики Google начал расти с головокружительной скоростью. Причем Google лишь одна из многих историй успеха.

В этой статье мы покажем примеры составления OKR целей и разбивку их на ключи, с помощью которых эти цели будут достигаться. Но сначала поймем, как цели и ключи работают: ответим на вопрос «Как OKR может помочь в достижении амбициозных целей компании».

Компания Google внедрила OKR одна из первых. Рост курса акций Google за всю историю

рост-акций-GOOGL-за-всю-историю

Какие компании внедрили OKR?

Вот список некоторых известных компаний, которые уже внедрили OKR (по данным источника):

1. Google
2. Intel
3. Oracle
4. Twitter
5. Zynga
6. LinkedIn
7. Sears Holding Corp
8. Hobsons
9. Alight
10. Point Nine Capital
11. Medivo
12. Media Agility

В основном, OKR применяют высокотехнологичные компании. Существуют тысячи других компаний по всему миру, которые уже используют OKR. Скорее всего, мы о них узнаем после того, как они достигнут пика своей популярности.

Компании, которые уже применяют OKR

OKR компании которые внедрили окр

Почему нужно внедрить OKR?

Что дает OKR для компании вопрос индивидуальный, т.к. невозможно точно рассчитать эффект применения этой методики. Но можно назвать 3 причины, почему стоит внедрить OKR в компанию:

  1. Общая цель. У всех сотрудников появится общая цель, а это лучший мотиватор для результативной работы. Сотрудники, которые будут выполнять совместные задачи, сблизятся друг с другом и зададут позитивную рабочую атмосферу в коллективе.
  2. Увеличится производительность труда. OKR предполагает достижение амбициозных целей, поэтому, вашей компании придется найти нестандартное решение поставленных задач. Конечно, чтобы выдержать «спринт за мечтой», компании придется увеличить нагрузку на сотрудников, что безусловно приведет к увеличению производительности труда.
  3. Профессиональный рост сотрудников. OKR чем-то похож на обычный способ достижения целей: руководство компании устанавливает цели, а сотрудники их выполняют. Но на этом сходство заканчивается. Прелесть метода OKR в том, что сотрудники должны самостоятельно придумать себе задачи, а потом, реализовать их. Такой подход позволит раскрыть скрытый потенциал сотрудников и ускорит их профессиональный рост.

Подробнее о вопросе почему стоит внедрить OKR в компанию читайте в статье Почему нужно внедрить OKR в стартап: 5 причин с пояснениями.

Что такое OKR?

Известный факт — у более крупных и сложных организаций, стратегические планы и цели часто становятся абстрактными. Сотрудникам трудно понять такие цели, не говоря уже о том, чтобы выполнить их. Как говорится «Как поставишь задачу — так она и будет выполнена». Приведем простой пример постановки задачи:

Жена говорит мужу:
— Дорогой, вынеси мусор! (Сейчас)
— Да, дорогая! (Вынесу завтра)

Непонятные или двусмысленные цели могут привести к несогласованности или конфликтам.

Цель OKR определить каким образом достичь поставленных целей через конкретные и измеримые действия.

На уровне компании или отдела устанавливаются глобальные цели. Цели должны быть амбициозны и их не должно быть много (достаточно 3-4 штук). Затем команды отделов прописывают так называемые «ключи» достижения этих целей. В свою очередь, каждый сотрудник определяет способы выполнения «ключей» с помощью понятных задач и конкретизированных условий их решения. Руководству важен только результат.

Таким образом, никто не теряется в том, чтобы делать то, что не нужно, и может вместо этого сосредоточиться на деятельности и результатах, которые им нужно достичь.

OKR предполагает амбициозные цели, поэтому ее достижение на 60-70% считается успехом. Результат в 80% и более — признак того, что цель была слишком простой. Тогда при последующем планировании нужно будет поднять планку. Результат менее 50% считается неудачей. В таком случае нужно проанализировать причины проблемы и учесть их в дальнейшем.

OKR состоит из двух частей:

  • Определение цели
  • Определение ключевого результата

Рис. 2. Цели OKR должны быть сверхцелями

OKR цели что такое okr и как создать цели okr для компании

OKR в бизнесе. Пример

Рассмотрим пример OKR.  Допустим, у вас есть своя франшиза духов, более 100 магазинов по всей стране. Как директор компании, вы можете установить 2 цели:

  1. Увеличить количество магазинов на 20%
  2. Увеличить прибыль на 10%

Посмотрите, как эти две цели отвечают на следующий вопрос:

Куда я хочу пойти?

Чтобы определить Ключевые результаты, необходимо ответить на следующий вопрос:

Как я узнаю, доберусь ли я туда?

Простой ответ: проверяя, сколько новых магазинов вы открыли, или анализируя цифры из финансовых показателей, вы ничего не поймете. Нужно, чтобы основные результаты определяли ход действия, которые приведут к цели, например:

Задача 1: увеличить число магазинов на 20%

Ключевые результаты:

  • Выбрать 40 новых кандидатов франшизы к марту
  • Посетить лично 30 из них до июня
  • Заключить контракты с 25 из них до сентября
  • Открыть 20 магазинов до декабря

Теперь, если вы отслеживаете эти ключи в течение года, вы будете знать, где вы находитесь.

Аналогично, для другой цели:

Задача 2: увеличить прибыль на 10%

Ключевые результаты:

  1. Внедрить систему реверсивного аукциона с регистрацией поставщиков и сэкономить 10% на закупках
  2. Передать на внешний подряд распределительный парк магазинам и сократить расходы на 25%
  3. Запустить сезонную кампанию в День Святого Валентина, в Международный женский день и удвоить доход от прошлого года

Теперь, ваши сотрудники точно знают, что им нужно делать для достижения целей, как они будут контролироваться, и какие действия должны быть выполнены.

Реализация ОКР методологии в компании имеет фундаментальное значение для ее развития. Попробуйте расписать ваши цели и ключи. В следующей статье мы расскажем о конкретных примерах постановки целей OKR в бизнесе.

Рис. 3. Схема «Как достичь OKR цели»

okr-цели

Поделиться ссылкой: